РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

Председательствующего Чариной Е.В.,

При секретаре Брянской В.И.,

С участием:

Представителя истицы Чернышовой Л.В. по доверенности Глазкова А.А.,

Представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» по доверенности Сдобниковой Е.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1015/2015 по иску Чернышовой Л.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» о признании незаконным расчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», компенсации морального вреда и взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя,

установил:

Чернышова Л.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» (далее по тексту – ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы») о признании незаконным расчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», компенсации морального вреда и взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является собственником квартиры № многоквартирного дома, управление которым осуществляет ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы». Проверив расчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», обратила внимание на произвольно установленный ответчиком тариф, используемый при расчете оплаты за горячее водоснабжение и изменяющийся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, и удельным расходом тепловой энергии на нагрев воды, установленным постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 для ЗАО «Тулатеплосеть» в размере, при применении которого (удельного расхода тепловой энергии на нагрев воды) тариф на услуги горячего водоснабжения составит вместо используемых ответчиком значений, однако ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» ответило категорическим отказом, сославшись на использование при начислении платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в испрашиваемый период формулы 20 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

На основании изложенного, просила суд признать незаконным расчет ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета тарифа, установленного для ЗАО «Тулатеплосеть» постановлением Комитета Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ № в размере; обязать ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме согласно представленному ею (Чернышовой Л.В.) расчету; взыскать с ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» в ее (Чернышовой Л.В.) пользу компенсацию морального вреда в размере, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от взысканной судом суммы.

Впоследствии, после получения судом сведений Комитета Тульской области по тарифам об утвержденных двухкомпонентных тарифах на услугу горячего водоснабжения (для закрытой системы горячего водоснабжения), истица Чернышова Л.В. уточнила заявленное требование об обязании ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанием иной суммы перерасчета (вместо ранее рассчитанных).

В судебное заседание истица Чернышова Л.В. не явилась, о времени и месте его проведения извещена, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Глазкова А.А.

Представитель истицы Чернышовой Л.В. по доверенности Глазков А.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования воей доверительницы, пояснив, что при расчете размера платы за коммунальный ресурс «горячая вода» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» не использовало значение удельного расхода тепловой энергии на нагрев воды, установленного постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 для ЗАО «Тулатеплосеть» в размере.

Представитель ответчика - ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» по доверенности Сдобникова Е.О. в судебном заседании уточненные исковые требования Чернышовой Л.В. не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что расчет Чернышовой Л.В. основан на применении рассчитанного ею же тарифа в размере, с чем нельзя согласиться, поскольку данный тариф не утвержден в установленном законом порядке. Обратила внимание, что истица просит признать незаконным расчет ответчиком платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета тарифа, установленного для ЗАО «Тулатеплосеть» постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 в размере, однако постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 не установлен тариф в размере. Из текста названного постановления усматривается, что значение, принятое истицей Чернышовой Л.В. за тариф, является удельным расходом тепловой энергии на нагрев воды, который указан Комитетом Тульской области по тарифам справочно, а не утвержден для применения всеми управляющими организациями для расчета с потребителями. Также указала, что ни в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, ни в постановлении Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45, ни в иных нормативных актах не установлена формула расчета стоимости коммунальной услуги «горячая вода», составной частью которой было бы значение удельного расхода тепловой энергии на нагрев воды. Согласно пункту 54 упомянутых Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. В многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, поступающей в дом и используемой, в том числе, для производства горячей воды с помощью центрального теплового пункта, расположенного в техподполье. Ввиду отсутствия отдельного учета тепловой энергии, потребляемой на отопление и на нужды горячего водоснабжения, ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» в качестве объема тепловой энергии, расходуемой на приготовление горячей воды, принимает расчетный объем, указанный в договоре с ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Тулатеплосеть» (в отопительный период), либо весь объем тепловой энергии, поставляемый ресурсоснабжающей организацией и фиксируемый общедомовым прибором учета тепловой энергии (в межотопительный период, когда услуга отопления не предоставляется). Правомерность применения договорного объема при расчетах стоимости коммунальной услуги «горячая вода» подтверждено пунктом 121 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», согласно которому в случае отсутствия отдельного учета количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение). Полагала, что использование ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» при расчете размера платы за коммунальный ресурс «горячая вода» при самостоятельном его производстве по формуле 20 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, не предусмотренных законодателем составляющих и их значений являлось бы со стороны управляющей организации нарушением закона.

Руководствуясь положениями статьи , суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Чернышовой Л.В., извещенной о месте и времени разбирательства дела.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Чернышовой Л.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Организацией, осуществляющей управление и эксплуатацию многоквартирного дома, в котором проживает истица, является ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы».

Квартира Чернышовой Л.В. оборудована индивидуальным прибором учета (ИПУ) горячей воды, а многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии. Горячее водоснабжение жилого дома предусмотрено от центрального теплового пункта, расположенного в техподполье. Подготовка горячей воды ведется на пластинчатых теплообменниках, нагрев горячей воды осуществляется от системы отопления многоквартирного жилого дома.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время поставщиком тепловой энергии в жилой дом является ЗАО «Тулатеплосеть» на основании договора № на поставку тепловой энергии, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать абоненту-управляющей организации через присоединенную сеть тепловую энергию в количестве, согласованном сторонами (Приложение № 1) для обеспечения жилых помещений в многоквартирных домах, управление которых осуществляется абонентом, согласно расчету расхода тепла на горячее водоснабжение, выполненному на основании «Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системе коммунального теплоснабжения», Москва, 2003 г., «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения» (МДС 41-4.2000), утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 года № 105.

Для учета количества тепловой энергии, поступающей в многоквартирный жилой дом, проектом застройщика предусмотрена установка двух приборов учета, совокупность которых является общедомовым прибором учета тепловой энергии. Так, общедомовой прибор учета тепла с заводским номером № учитывает тепловую энергию, расходуемую на нужды отопления подъездов 1 и 2 многоквартирного дома, а общедомовой прибор учета тепла с заводским номером – тепловую энергию, расходуемую на нужды отопления подъездов 3, 4, 5 и 6 того же дома, а также тепловую энергию, расходуемую на изготовление горячей воды всем многоквартирным домом. Общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, принят на коммерческий учет ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Тулатеплосеть», о чем составлены соответствующие акты.

решил:

в удовлетворении исковых требований Чернышовой Л.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» о признании незаконным расчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», компенсации морального вреда и взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Чарина

Суд:

Пролетарский районный суд г.Тулы (Тульская область)

Истцы:

Чернышова Л. В.

Ответчики:

ООО "УКС г. Тулы"

Судьи дела:

Чарина Екатерина Владимировна (судья)

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

В редакцию журнала обратилась управляющая организация с просьбой разъяснить, как вести расчеты в следующей ситуации. В большинстве МКД, обслуживаемых данной УК, отсутствуют общедомовые приборы учета горячей воды, однако у многих жильцов этих домов установлены индивидуальные приборы учета данного коммунального ресурса. Теплоснабжающая организация предъявляет счета за горячее водоснабжение (ГВС) по количеству граждан, постоянно или временно проживающих в жилых помещениях, игнорируя показания индивидуальных приборов учета, в соответствии с которыми расход горячей воды более чем в два раза ниже, чем при расчетах по нормативу, общая сумма разницы приближается к 1 млн руб. в месяц. Источников покрытия убытков у УК нет, поэтому признание требований теплоснабжающей организации приведет к банкротству.

Исполнители коммунальных услуг воспринимают деятельность по предоставлению таких услуг как посредническую. УК и ТСЖ, прежде всего, участвуют в расчетах между РСО и потребителями. Поскольку применяются одни и те же тарифы, предоставление коммунальных услуг не может принести прибыли. Вполне справедливо полагать, что и убыточной такая деятельность быть не должна. Между тем на практике так оно и выходит в ситуации, описанной нашим подписчиком.

Дело в том, что Правила предоставления коммунальных услуг гласят:

  • при оборудовании МКД коллективными приборами учета потребители коммунальных услуг в доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), причем независимо от наличия индивидуальных счетчиков;
  • при отсутствии общедомовых счетчиков, но при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16).

Таким образом, для жильцов, имеющих индивидуальные счетчики, в доме, где общедомовой прибор учета не установлен, УК должна рассчитывать плату по показаниям индивидуальных счетчиков. Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают проведение в таком случае каких-либо корректировок размера платы.

С другой стороны, теплоснабжающая организация (контрагент нашего подписчика) действует правомерно. В отсутствие общедомовых приборов учета количество отпущенного в МКД коммунального ресурса следует определять исходя из нормативов потребления и числа граждан, проживающих в доме. Такова правоприменительная практика, сформировавшаяся в арбитражных судах, в том числе на уровне ВАС РФ. Она базируется на том, что условия договоров ресурсоснабжения, заключаемых между исполнителем коммунальных услуг и РСО, не должны противоречить как специальным положениям о снабжении абонентов тем или иным ресурсом, так и Правилам предоставления коммунальных услуг. Кстати, первоначально Президиум ВАС РФ постановил, что при отсутствии общедомовых приборов учета в расчетах между УК (ТСЖ) и РСО следует применять именно нормативы потребления, а не расчетные методики (см. Постановления от 21.04.2009 N 15791/08, от 09.06.2009 N 525/09). В этих спорах вышло так, что были защищены интересы исполнителей коммунальных услуг, поскольку стоимость ресурсов, определенная исходя из отраслевых расчетных методик, превышала плату, рассчитанную по нормативам потребления (индивидуальные приборы учета у граждан отсутствовали). Однако такой вывод справедлив и в ситуации, когда во всех или некоторых помещениях МКД установлены индивидуальные счетчики. С учетом того, что нормативы потребления, как показывает практика, чаще всего больше, чем потребление, зафиксированное индивидуальными приборами учета, интересы некоторых УК и ТСЖ (а именно тех, кто управляет домами, жильцы которых установили индивидуальные счетчики) оказались существенно ущемлены.

Наш читатель не одинок в своих трудностях. Пытаясь отстоять свое право не платить РСО из своего кармана (ведь платы, начисленной жильцам исходя из показаний индивидуальных приборов учета, недостаточно для расчетов с РСО), исполнители коммунальных услуг обращались и продолжают обращаться в арбитражные суды, оспаривая положения договоров ресурсоснабжения. В свою очередь, РСО также через суд взыскивают с них задолженность в сумме разницы, образовавшейся между нормативами потребления и показаниями индивидуальных приборов учета.

На сегодняшний день имеются два Постановления Президиума ВАС РФ, принятые по конкретным спорам о взыскании задолженности с исполнителей коммунальных услуг в пользу РСО: первое (от 22.09.2009 N 5290/09) касается долга за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды, а второе (от 23.11.2010 N 6530/10) - долга за поставленную горячую воду. В обоих случаях выводы арбитров одинаковы. Приведем их.

Во-первых, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению (ГВС) допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод (потребления горячей воды) одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства (теплоснабжающей организацией) и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов и утвержденных нормативов водопотребления (потребления ГВС).

Во-вторых, при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается РСО по нормативам, которые установлены для домов определенной группы, независимо от наличия у их жильцов индивидуальных приборов учета воды.

В-третьих, применение к отношениям между РСО и исполнителем коммунальных услуг п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на РСО ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между УК (ТСЖ) и РСО.

Жаловаться на то, что нормативы потребления коммунальных услуг существенно завышены по сравнению с фактическим объемом потребления, который фиксируется индивидуальными счетчиками, бессмысленно, поскольку в силу прямого указания п. п. 25 - 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в МКД.

Предупредим еще один возможный довод УК. Слепо распространять все положения Правил предоставления коммунальных услуг (в том числе п. 16) на отношения между УК и РСО нельзя. Действительно, Президиум ВАС РФ указал, что в силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить положениям данных Правил. Точно так же они не должны противоречить и специальным актам, регулирующим поставку того или иного вида ресурса. А эти специальные акты гласят, что расчеты между РСО и абонентом нужно осуществлять на основании показаний приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности <1>. Именно поэтому показания индивидуальных приборов учета для этих целей использовать нельзя.

<1> См. п. 1.3, абз. 2 п. 2.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго 12.09.1995 N Вк-4936; п. 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.

Правовая позиция Президиума ВАС РФ - ориентир для арбитров на местах при рассмотрении аналогичных споров (см., например, Постановления ФАС ЗСО от 21.09.2011 по делу N А67-7205/2010, ФАС ПО от 20.09.2011 по делу N А65-1633/2011, ФАС СЗО от 26.10.2011 по делу N А56-91733/2009, ФАС УО от 19.07.2011 N Ф09-3677/11). Причем суды не принимают ссылки УК, с которой РСО взыскивает долг, на то, что при таком способе расчетов у компании возникнут некомпенсируемые убытки (Постановления ФАС ВВО от 04.07.2011 по делу N А17-1616/2010, по делу N А17-4270/2010).

Таким образом, если УК добровольно не удовлетворит требования теплоснабжающей организации, последняя с большой долей вероятности обратится в суд. И уже суд принудит УК погасить долг, а также взыщет судебные расходы в пользу контрагента.

Если компания не будет принимать никаких мер по выходу из сложившейся ситуации, существенно возрастет риск банкротства. Кроме того, нельзя забывать о контроле показателя чистых активов <2>.

<2> Подробнее об этом см. статью С.Н. Козыревой "Контроль чистых активов" (N 2, 2011).

К сожалению, с образовавшимися в прошедших периодах убытками уже ничего не поделаешь (как правило, источником их покрытия в подобных ситуациях будет прибыль либо средства учредителей). В силах УК предотвратить убытки в дальнейшем. Самый очевидный способ - установить общедомовые счетчики, тем более что в конечном итоге они так или иначе будут установлены, в том числе в принудительном порядке (см. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

Добавим, что согласно п. 40 новых Правил <3> плата за коммунальные услуги делится на две части:

  • плата за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении;
  • плата за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД.
<3> Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Когда этот документ вступит в силу, даже в отсутствие общедомовых счетчиков УК получит возможность взимать с граждан не только плату по показаниям индивидуальных приборов учета (п. 42 новых Правил), но и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитанную по специально установленному нормативу (п. 48 новых Правил). Одновременно, надо полагать, изменится и порядок расчетов с РСО.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Верховный суд РФ поставил точку в спорах о порядке определения объема потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Теперь ресурсоснабжающая организация обязана начислять плату УК по тем же правилам, что УК начисляет собственникам МКД. А разве могло быть иначе?! - удивитесь вы. Отвечаем…

Мы уже давно и много раз писали о дискриминации, сложившейся на рынке ЖКХ, благодаря умелому лоббированию интересов энергомонополистов (либо неумелому регулированию законодательного процесса) у нас в стране. Так или иначе, но коммунальщикам удалось оттеснить государство от регулирования тарифов на горячую воду, хотя формально (по закону) оно должно было этим заниматься. Но с введением так называемого двухкомпонентного тарифа цена на ГВС стала плавающей (опять же - по закону) и, по сути, не поддающейся регулированию.

Странно, что само государство позволило отобрать у себя рычаги управления в сфере ЖКХ и долгое время не реагировало на ситуацию. Вернее сказать, все попытки реагирования и принятия законодательных инициатив, по сути, нивелировались внесением поправок в окончательный вариант нормативно-правовых документов, что делало их в лучшем случае бесполезными, но чаще, что еще хуже, вносило определенную разбалансировку системы. Напомню, мы уже сообщали о тех многочисленных попытках - письмах с отрицательными отзывами на законопроекты и протестами, которые направляли наши депутаты Законодательного Собрания из фракции «Единая Россия» в федеральный центр.

Как превращается ресурс в услугу

Тем временем управляющие организации пытались защитить свои права самостоятельно. Однако арбитражные суды выносили решения в пользу энергетиков, истолковывая законодательство в их интересах. При этом возникал очевидный казус, на который почему-то упорно не обращали внимания. Так, получалось, что в МКД поставляется коммунальный ресурс (вода и тепло, истраченное на ее подогрев), а внутри дома оно как бы - махалай-бахалай! - перемешивается и возникает ГВС, то есть коммунальная услуга. В результате этого «волшебного» превращения горячей воды из ресурса в услугу возникала разница в начислениях. Ресурсники по прибору учета выставляли УК к оплате одну сумму, а УК разрешалось брать с жителей другую, значительно меньшую сумму - не больше норматива. Разницу эту можно называть по-разному: «выпадающие расходы», «небаланс», «общедомовые нужды» или еще как-то, но сути это не меняет.

Из-за этого перекоса в начислениях управляющие компании накапливали миллионные долги, что подводило их на грань банкротства и фактически ставило в зависимое положение от поставщиков ресурсов. Энергетики могли в любой момент подать в суд и потребовать с УК или ТСЖ деньги, которых у них просто нет. Ведь в управляющей организации нет никаких других средств, кроме тех, что она собирает с собственников за свои услуги, - прокомментировал заместитель председателя президиума Координационного областного совета собственников в ЖКХ Александр ПОТАПОВ. - У нас в регионе принят норматив, но ресурсники (а в основном потребители Ульяновска получают тепло и горячую воду от источников ПАО «Т Плюс») игнорировали его при начислении. А когда мы пытались доказать, что это неправильно, арбитражные суды почему-то вставали на сторону тепловиков, делая ударение на постановление Правительства РФ №124 и не обращали внимания на постановление №354. И вот наконец-то, я считаю, свершилась справедливость: Верховный суд РФ дал определение, в котором указал на главенство постановления №354. На практике, если говорить простым языком, это означает, что не будет никакой плавающей цены ГВС и стоимость горячей воды будут измерять не в объеме очищенной химводы и гигакалорий, истраченных на ее подогрев, а в кубометрах, как это и было раньше. То есть можно будет поставить обычный счетчик воды на трубу с горячей водой и контролировать объем ее потребления. В ситуации же с применяемым ранее двухкомпонентным тарифом такая экономия фактически сводилась на нет, так как чем ниже падало потребление горячей воды, тем дороже за нее выставляли цену поставщики.

Теперь ситуация изменится, что, по мнению эксперта, приведет к определенной стабильности на рынке ЖКХ, а также снизит социальную напряженность. Ведь все будут платить одинаковую цену за кубометр горячей воды, и не будет таких ситуаций, когда в соседних практически идентичных домах стоимость ГВС отличается в разы. Кроме того, ресурсники будут начислять УК плату по тем же правилам, что УК - собственникам. То есть поставщики и потребители будут руководствоваться постановлением №354. Это защитит управляющие организации от необоснованных долгов и банкротства.

Что решил Верховный суд

Чтобы ознакомиться с эпохальным документом, вы можете посмотреть его на официальном сайте Верховного суда РФ - определение от 15.08.2017 г. №305-ЭС17-8232 по делу №А41-27683/2014 . Там довольно обширный текст, с основными тезисами которого в собственном изложении мы вас сейчас ознакомим.

1. Управляющая организация не должна оплачивать коммунальный ресурс в большем объеме, чем их оплачивали бы граждане, если бы получали их напрямую от ресурсников. До этого поставщики нас убеждали, что УК должна заниматься энергосбережением на доме, и, чтобы ее стимулировать, с нее надо брать по показаниям приборов учета , а с жителей - по нормативу. На самом деле - нет. УК является исполнителем, а не заказчиком услуг, и не она, а собственники принимают решение о проведении (или непроведении) энергосберегающих мероприятий в МКД.

2. Энергосбережением и снижением своих издержек должна заниматься сама ресурсоснабжающая организация. Удаление от ТЭЦ или разное состояние тепловых сетей не должно влиять на стоимость горячей воды для потребителей в разных МКД. При расчете стоимости ГВС количество тепловой энергии на подогрев воды должно определяться по установленным нормативам, а не по общедомовым приборам учета. То есть не важно, стоит на вашем доме счетчик тепла или нет - стоимость кубометра горячей воды будет фиксированной, а не разной от месяца к месяцу. Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку в рассматриваемом случае тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

Ключевой вывод

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, действуют для всех (и ресурсники - не исключение). Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в трехмесячный срок. Как отреагируют энергомонополисты и станут ли пытаться спорить с Верховным судом РФ - пока не известно. Наверняка сказать можно лишь одно: от попыток получить свою прибыль они точно не откажутся.

Первый Ульяновский портал

Комментарий специалиста

В решении Верховного суда отразились «ошибки», заложенные законодателем и Минстроем в Жилищный кодекс РФ и постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Во-первых, существует несколько схем производства горячей воды (ГВ) при поставке тепловой энергии (ТЭ) от ресурсоснабжающей организации (РСО).

Схема 1. Горячая вода готовится в центральном тепловом пункте (ЦТП) и поступает в дом в готовом виде, где и используется потребителями. Тогда горячая вода измеряется на входе счетчиком горячей воды в куб.м и оплачивается по тарифу горячей воды за куб.м.

Схема 2. Тепловая энергия (ТЭ), поступившая в дом, вычисляется коллективным теплосчетчиком и частично расходуется на отопление, и другой частью на подготовку горячей воды из холодной через теплообменник в ИТП здания. Счетчика ТЭ, затрачиваемой на подогрев ГВ, в доме нет. Коллективный счетчик холодной воды (ХВ) на входе от водоканала установлен, и установлен второй домовой счетчик ХВ на ее подогрев.

В этом случае в соответствие с ПП №354 расчет доли ТЭ на подогрев ХВ производится по нормативам, утверждаемым правительством региона, и плата за ГВ складывается из стоимости ТЭ на подогрев воды и стоимости холодной воды, истраченной на подготовку ГВ. Тепловая компания получает цену только за теплоноситель по общему теплосчетчику, а водоканал – за холодную воду по счетчику ХВ на входе в здание. Эти суммы должны ежемесячно выставляться ресурсоснабжающими организациями (РСО) к оплате управляющей компанией (УК). УК распределяет эти суммы среди потребителей в здании.

Схема 3. По схеме 2, но второй домовой счетчик ХВ на ее подогрев отсутствует. Тогда в соответствие с ПП №354 расчет доли ТЭ на подогрев ХВ и ХВ на подогрев производится по нормативам, утверждаемым правительством региона, и плата за ГВ складывается из стоимости ТЭ на подогрев воды и стоимости холодной воды, истраченной на подготовку ГВ по нормативам. Тепловая компания по справедливости должна получить цену только за теплоноситель по общему теплосчетчику, а водоканал – за холодную воду по счетчику ХВ на входе в здание. Эти суммы должны ежемесячно выставляться ресурсоснабжающими организациями (РСО) к оплате управляющей компанией (УК). УК распределяет эти суммы среди потребителей в здании.

Схема 4. Предпочтительная. По схеме 2, но дополнительно устанавливается теплосчетчик на ТЭ для подогрева ХВ для изготовления в здании ГВ.

В схемах 2 и 3 будут возникать несоответствия между выставленными счетами РСО и насчитанными потребителям счетами за ГВС и отопление. Обычно сумма счетов всем потребителям в здании с учетом нормативов ТЭ на обогрев и норматива ХВ превышает сумму выставленных РСО счетов. В этом случае УК должна возвращать потребителям разницу, возникающую ежемесячно пропорционально потреблению ГВ.

С учетом изложенного следует внести изменения в ПП РФ №354

16) в пункте 38:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Не допускается установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду, если тепловая энергия, использованная на подогрев холодной воды, и холодная вода учитываются коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии без дополнительных приборов учета тепловой энергии и холодной воды для подготовки горячей воды.»

20) пункт 44 изложить в следующей редакции:

«44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета многоквартирном доме, в котором предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных пунктом 17 Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, вычисляется исходя из принципа равенства сумм потребленных объемов коммунальной услуги на общедомовые нужды и на индивидуальное потребление общему потреблению коммунального ресурса по коллективному (общедомовому) прибору учета каждого коммунального ресурса. [Далее по тексту]».

В приложении 2 к ПП №354:

пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении и на обслуживание общих помещений многоквартирного дома, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду), причем индивидуальные приборы учета горячей воды установлены не во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в котором установлены коллективные (общедомовые) приборы учета горячей воды, холодной воды на подогрев и тепловой энергии на отопление, часть которой расходуется на подогрев холодной воды в теплообменнике и счетчик тепловой энергии на подогрев холодной воды отсутствует:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + q т × V пгвi ×Т т + V хв ОДН ×S i /S об ×T хв + V гв ОДН ×q т ×S i /S об ×T т,

V пгвi – объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.

T хв – тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

q т – удельный расход тепловой энергии на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

Т т – тариф на тепловую энергию, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, используемую на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

S i – площадь i-го жилого или нежилого помещения, оборудованных прибором учета горячей воды;

S об – общая площадь жилых и нежилых помещений.

V гв ОДН – норматив на ОДН для горячей воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

для j-го жилого и нежилого помещения, не оборудованного индивидуальными приборами учета горячей воды, размер платы за горячую воду определяется по формуле 20.1:

Р бпгвj = (V гв Д –ΣV пгвi) ×S j /S об ×T хв + V хв ОДН ×S j /S об ×T хв + V гв ОДН ×q т ×S j /S об ×T т,

V гв Д – объем потребленной многоквартирным домом горячей воды за расчетный период по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды;

(V гв Д –ΣV пгвi) ×S i /S об ×T хв – индивидуальная составляющая платы за горячую воду в помещении без прибора учета;

V хв ОДН ×S j /S об ×T хв + V гв ОДН ×q т ×S j /S об ×T т – составляющая платы за горячую воду на содержание общедомового имущества (ОДН) для помещений без прибора учета;

S j – площадь j-го жилого или нежилого помещения, не оборудованного прибором учета горячей воды.

Если все жилые и нежилые помещения в таком многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды, плата за горячую воду в i-ом жилом и нежилом помещении определяется по формуле 20, где V гв ОДН определяется по формуле 20.2:

V гв ОДН = V гв Д - ΣV пгвi ,

ΣV пгвi – сумма показаний всех индивидуальных приборов учета горячей воды.

Баланс платежей (до копейки) в расчетном периоде осуществляется по формуле 20.3:

ΣР пгвi +Σ Р бпгвj = P хв Д + P Дт,

ΣР пгвi – сумма платежей за горячую воду помещений, в которых установлены индивидуальные приборы учета горячей воды;

Σ Р бпгвi – сумма платежей за горячую воду помещений, в которых не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды;

P хв Д – плата за холодную воду на подогрев для горячего водоснабжения;

P Дт – плата за долю тепловой энергии, израсходованной на подогрев холодной воды в многоквартирном доме, рассчитывается по формуле 20.4:

P Дт = q т × V гв Д ×Т т.»;

Включить пункт 22(1) в следующей редакции:

«22(1)Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду) при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и v-го коммунального ресурса (кроме энергии теплоносителя), использованного за расчетный период на производство тепловой энергии, в целях предоставления коммунальной услуги по подогреву воды и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.5:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + q v × V пгвi ×Т v + V гв ОДН × V пгвi / (ΣV пгвi + Σ q гв ×N регi)×T гв;

для j-го помещения, в котором не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, плата за горячую воду определяется по формуле 20.6:

Р бпгвj = q гв ×N регj ×T хв + q v × (q гв ×N регj) ×Т v + V гв ОДН × (q гв ×N регj) / (ΣV пгвi + Σ q гв ×N регj) ×T гв;

q v - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

q гв – норматив расхода горячей воды на одного проживающего в жилом помещении или работающего в нежилом помещении, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом;

T хв – тариф на холодную воду, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом;

T гв – тариф на горячую воду, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом;

Т v – тариф на v-ый коммунальный ресурс на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

N регi – количество зарегистрированных жильцов в i-ом жилом помещении или количество работающих в i-ом нежилом помещении, оборудованном прибором учета горячей воды;

N регj – количество зарегистрированных жильцов в j-ом жилом помещении или количество работающих в j-ом нежилом помещении, не оборудованном прибором учета горячей воды.»;

Включить пункт 22(2) в следующей редакции:

«22(2). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и холодной воды, использованной за расчетный период на производство горячей воды, и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии для подогрева воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.7:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + (V гв Д ×T гв - (Σ (q v × q гв ×N регj) ×Т v) × V пгвi / V гв Д + V гв ОДН ×S i /S об ×T гв;

для j-го помещения, в котором не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.8:

Р бпгвj = q гв ×N регj ×T гв + q v × (q гв ×N регj) ×Т v + V гв ОДН ×S j /S об ×T гв.»;

Включить пункт 22(3) в следующей редакции:

«22(3). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии, и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, использованной за расчетный период на производство горячей воды, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.9:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + q v ×V v ×T v × V пгвi /V гв ОДН +V гв ОДН ×S i /S об ×T хв + V ОДН v × S i /S об ×T v ;

для j-го помещения, в котором не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.10:

Р бпгвj = q гв ×N регj ×T хв + q v × (q гв ×N регj) ×Т v + V гв ОДН ×S j /S об ×T гв.

Баланс платежей (до копейки) в расчетном периоде осуществляется по формуле 20.3.»;

Генеральный директор

ООО «Техем»

канд.техн.наук

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

IV. Расчет размера платы за коммунальную услугу

по отоплению и (или) горячему водоснабжению,

предоставленную за расчетный период потребителю

в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении

при самостоятельном производстве исполнителем

в многоквартирном доме коммунальной услуги

по отоплению и (или) горячему водоснабжению

(при отсутствии централизованного теплоснабжения

и (или) горячего водоснабжения)

20. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 18:

где:

пунктом 54

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-ом жилом помещении (квартире) или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным (квартирным) прибором учета тепловой энергии в многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, определяется по формуле 18(1):

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

Удельный расход v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного в целях производства коммунальной услуги по отоплению, определяемый по формуле 18(2):

где:

Объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;

Q пунктом 54 Правил;

И - показатели объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определяемые в соответствии с формулой 3(3)

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(2). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18(1) , при оплате равномерно в течение календарного года корректируется один раз в год исполнителем по формуле 18(3):

Рi = Ркр.i - Рпр.i ,

где:

Pкр.i - размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 18(1) за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии в i-м жилом или нежилом помещении и показаний прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению;

(см. текст в предыдущей редакции)

Pпр.i - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с формулой 18(1) , предусмотренной настоящим приложением, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.

21. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире, согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 19:

где:

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период, определенный в соответствии с пунктом 54 , предусмотренным настоящим приложением, для i-й коммунальной квартиры;

(см. текст в предыдущей редакции)

Sj.i - жилая площадь j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире;

Общая жилая площадь комнат в i-й коммунальной квартире.

22. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:

где:

Объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;

Удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;

Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;

Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22(1). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2:

где:

Объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется:

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12 , предусмотренной настоящим приложением;

при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, - по формуле 11.2 , предусмотренной настоящим приложением.

22(2). В случае отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20(3):

где:

Kпов - повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

Объем потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Тхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по