ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62

Основным нормативным документом, регламентирующим учет электроэнергии в Российской Федерации, являются Правила учета электрической энергии. Кроме этого, в отдельных регионах РФ для отдельных категорий потребителей выпущены дополнительные инструкции, уточняющие общероссийские нормы применительно к местным условиям. Например, в г. Москве действует Инструкция по проектированию учета электропотребления в жилых и общественных зданиях РМ-2559.


Для однозначного толкования нормативных требований по учету электроэнергии, в РМ-2559 приведена нижеследующая терминология.


Потребитель электрической энергии - организация, учреждение, территориально обособленный цех, объект, площадка, строение, квартира и т.п., присоединенные к электрическим сетям и использующие энергию с помощью имеющихся приемников электрической энергии.


Абонент - потребитель, непосредственно присоединенный к сетям энергоснабжающей организации, имеющий с ней границу балансовой принадлежности электрических сетей, право и условия пользования электрической энергией которого обусловлены договором энергоснабжающей организации с потребителем или его вышестоящей организацией. Для бытовых потребителей - квартира, строение или группа территориально объединенных строений личной собственности.


Граница балансовой принадлежности - точка раздела электрической сети между энергоснабжающей организацией и абонентом, определяемая по балансовой принадлежности электрической сети.


Точка учета расхода электроэнергии - точка схемы электроснабжения, в которой с помощью измерительного прибора (расчетного счетчика, системы учета и т.п.) или иным методом определяются значения расходов электрической энергии и мощности, используемые при коммерческих расчетах. Точка учета соответствует границе балансовой принадлежности электрической сети.


Расчетный прибор учета - прибор учета, система учета на основании показаний которого в точке учета определяется расход электрической энергии абонентом (субабонентом), подлежащей оплате.


Контрольный прибор учета - прибор учета, на основании показаний которого в данной точке сети определяется расход электрической энергии, используемой для контроля.


Присоединенная мощность потребителя - суммарная мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию на рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В.


В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за присоединенную мощность потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией и указывается в договоре на отпуск электрической энергии.


На основании указанных выше нормативных документов основные принципы организации учета электроэнергии в жилых зданиях, заключаются в следующем:


1. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений. Перечень типов счетчиков, используемых для расчетов за электроэнергию и принимаемых на баланс, устанавливается энергоснабжающей организацией.


2. В проекте электрооборудования на принципиальной электрической схеме для каждого абонента должны приводиться следующие данные: по категории надежности электроснабжения, об установленных мощностях, расчетных нагрузках и коэффициентах реактивной нагрузки. Если в составе потребителя имеются нагрузки, относящиеся к разным тарификационным группам, то эти данные также должны быть приведены в проекте.


3. Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, как


правило, должна устанавливаться на вводе в здание на наконечниках питающих кабелей.


4. При питании нагрузок жилого дома от встроенной или пристроенной трансформаторной подстанции (ТП), граница раздела с энергоснабжающей организацией определяется проектной организацией по согласованию с заказчиком и энергоснабжающей организацией.


5. Если в здании расположено несколько потребителей, обособленных в административнохозяйственном отношении, то на каждого потребителя, в том числе арендатора, возлагаются обязанности абонента.


6. Все вновь строящиеся и реконструируемые дома, как правило, должны оснащаться автоматизированными системами учета электропотребления (АСУЭ) (требование для г. Москвы).


7. При переоборудовании и при перепланировке квартир жилых домов и нежилых помещений владелец должен обеспечить разработку проекта электрооборудования квартиры или нежилого помещения, предварительно получив технические условия по организации учета, разрешение на использование электроэнергии для термических целей и разрешение на присоединение мощности в энергоснабжающей организации.

6.2. Организация учета электроэнергии при проектировании многоквартирных жилых домов

Рассмотрим здесь только те требования, которые связаны с организацией учета в жилых домах. Для расчета за электроэнергию расчетные счетчики должны устанавливаться:


При одном абоненте - на вводе в здание;


При двух и более абонентах:


На вводах каждого абонента;


На нагрузку освещения и инженерных систем, общих для здания.


Число расчетных точек учета определяется количеством потребителей, количеством вводов к каждому абоненту с учетом тарификационных групп потребителей у каждого абонента.


В жилых многоквартирных домах расчетные квартирные счетчики должны, как правило, устанавливаться в запираемых шкафах, располагаемых на лестничных клетках или поэтажных коридорах.



При невозможности разместить в этажном щитке приборы учета, вводные и распределительные защитные аппараты допускается установка счетчиков и вводных защитных аппаратов на лестничной клетке или поэтажном коридоре, а остальной аппаратуры - на щитке внутри квартиры.


Устройство трехфазного ввода в квартиру следует предусматривать при наличии в квартире трехфазных электроприемников или при расчетной мощности более 11 кВт. Рекомендуется применять трехфазный ввод для квартир, оборудованных по III и IV уровню электрификации быта согласно МГСН 2.01-94 «Энергосбережение в зданиях».


На вводе в квартиру должен устанавливаться защитный аппарат, обеспечивающий защиту от сверхтоков, с током расцепителя, соответствующим расчетной нагрузке на вводе. Для квартир после их перепланировки и переоборудования номинальный ток расцепителя защитного аппарата должен соответствовать разрешенной мощности на присоединение. При этом должна учитываться селективность вводного защитного аппарата с защитными аппаратами на отходящих линиях.




Рис. 6.1.


Жилые дома по техническим условиям энергоснабжающих организаций, оснащаются автоматизированными системами коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ). Как правило,


АСКУЭ должна обеспечивать:


Поквартирный и поценовой учет всех основных видов энергоресурсов:


Электроэнергии в многотарифном режиме;


Водопотребления (горячей и холодной воды);


Газопотребления;


Теплопотребления.


Возможность учета других энергоресурсов;


Дистанционный многотарифный коммерческий учет и достоверный контроль потребления энергоресурсов;


Автоматизированный расчет потребления и возможность выписки электронных счетов абонентам для оплаты потребленных энергоресурсов;


Выдачу данных и обмен аналитической информацией между структурами ЖКХ и энергоснабжающими организациями при решении задач управления потреблением энергоресурсов и энергосбережения;


Внутриобъектный баланс поступления и потребления энергоресурсов с целью выявления очагов несанкционированного потребления;


Информирование потребителей о состоянии оплаты и потребления энергоресурсов;


Возможность изменения тарифов путем перепрограммирования технических средств, установленных на объектах учета, с обязательным документированием этого события техническими средствами;


Возможность расширения функций без изменения общей структуры АСКУЭ, установленных на объектах учета.


Каждая АСКУЭ должна позволять применять дифференцированные по зонам суток тарифы на электроэнергию и другие энергоресурсы, а также обеспечивать контроль переключения системы с тарифа на тариф с передачей указанной информации в диспетчерский пункт АСКУЭ со временем исполнения, как правило, до 5 мин.


Аппаратура и линии связи АСКУЭ должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к системам коммерческого учета. В пределах объекта (жилой дом) съем и передачу показаний потребления энергоресурсов следует, как правило, проводить по самостоятельным линиям связи.


Допускается использование для этой цели других технических решений при условии выполнения требований по точности и надежности передаваемой информации, определяемой требованиями энергоснабжающих организаций к учету энергоресурсов.


6.3. Организация учета электроэнергии при проектировании индивидуальных жилых домов

Как правило, на весь коттеджный участок, находящийся в ведении одного абонента, должен быть предусмотрен один расчетный счетчик электроэнергии, устанавливаемый на вводе в коттедж. Однако возможны варианты, когда расчетный счетчик может устанавливаться отдельно на вводе в дом, гараж и т.п. Для индивидуальных жилых домов рекомендуется, как правило, применять трехфазный ввод с установкой трехфазного счетчика.


При наличии в индивидуальных жилых домах нагрузки электроотопления более 10 кВт следует устанавливать самостоятельный расчетный счетчик на данную нагрузку.


Приборы учета должны размещаться в специальных шкафах заводского изготовления. Вводной щиток должен размещаться на границе участка индивидуального владения.


Допускается размещать вводной щиток на стене здания, а также внутри здания, в непосредственной близости от входа по согласованию с энергоснабжающей организацией.


На вводе в дом или другое частное сооружение должен устанавливаться защитный аппарат, обеспечивающий защиту от сверхтоков, с номинальным током расцепителя, соответствующим расчетной нагрузке на вводе и разрешенной мощности на присоединение с учетом селективности.

6.4. Основные требования к установке приборов учета

Установка приборов учета должна выполняться с учетом Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и Инструкций энергоснабжающих организаций. Приборы учета приобретаются и устанавливаются за счет потребителей и передаются на баланс энергоснабжающей организации безвозмездно.


Установка счетчиков должна осуществляться на жестких основаниях щитков, на панелях ВРУ и на других конструкциях, не допускающих сотрясений и вибраций. Крепление счетчиков должно быть обеспечено с лицевой стороны.


Конструкции панелей ВРУ, щитков и т.п. должны обеспечивать безопасность и удобство установки и замены счетчиков, подключения к ним проводов, а также безопасность обслуживания.


Для установки счетчиков, трансформаторов тока и испытательных коробок в панелях ВРУ, как правило, должны предусматриваться самостоятельные отсеки с запирающимися дверями. Трансформаторы тока рекомендуется устанавливать над счетчиками. При этом между счетчиками и трансформаторами тока должна устанавливаться горизонтальная перегородка из изоляционного материала. При размещении двух комплектов трансформаторов тока на одном щите между ними должна быть перегородка из изоляционного материала.


В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц, для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком для снятия показаний.


В многоквартирных жилых домах счетчики должны устанавливаться в этажных щитах с запирающимися дверями, имеющими проемы для снятия показаний. В электрощитовых жилых зданий счетчики устанавливаются на панелях ВРУ или в отдельных щитках. Допускается установка счетчиков на стене на деревянных, пластмассовых или металлических щитках. При этом расстояние до стены должно быть не менее 100 мм.


Высота от пола до коробки зажимов счетчиков рекомендуется в пределах 1,0-0,7 м. Не допускается установка счетчиков в помещениях, где температура может превышать +45°С.


Допускается установка счетчиков в неотапливаемых помещениях, а также в шкафах наружной установки, если условия эксплуатации счетчиков (технические характеристики) предусматривают возможность такой установки. Около каждого расчетного счетчика должна быть надпись о наименовании присоединения.


Включение трехфазных счетчиков через трансформаторы тока должно выполняться с помощью испытательных колодок, устанавливаемых непосредственно под счетчиком или рядом с ним.


Трехфазные счетчики на вводах отдельных квартир, индивидуальных жилых домов и других частных сооружений следует, как правило, применять прямого включения. Трехфазные счетчики на общедомовую нагрузку жилых домов следует включать через трансформаторы тока.


Перед расчетными счетчиками, непосредственно включенными в сеть, на расстоянии не более 10 м по длине проводки должен быть установлен защитный аппарат, позволяющий снять напряжение со всех фаз для безопасной замены счетчиков и обеспечивающий защиту сети от перегрузки.


После счетчика должен быть установлен аппарат защиты не далее чем на расстоянии 3 м по длине электропроводки, если после счетчика на отходящих линиях или линии не предусмотрены защитные аппараты.


Если после счетчика отходят несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется. Если после счетчика отходят несколько линий, снабженных аппаратами защиты, которые размещены за пределами помещения, где установлен счетчик, то после счетчика должен быть установлен общий отключающий аппарат.


Счетчики для квартир рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты. При установке квартирных щитков в прихожих квартир счетчики могут устанавливаться на этих щитках; допускается их установка в этажных щитках. Место установки счетчика согласовывается с местным отделением энергосбыта с учетом типа здания и планировочных решений.


Счетчики следует выбирать с учетом их допустимой перегрузочной способности. Сечение и длина проводов и кабелей, используемых для цепей напряжения счетчиков, должны выбираться так, чтобы потеря напряжения составляла на более 0,5% номинального напряжения.


Сечение жил проводов и кабелей для внешних соединений счетчиков должно быть не менее, мм2:



Максимальное сечение жил проводов и кабелей определяется конструкцией клемм счетчиков.


При применении многопроволочных проводов, подключаемых к счетчику, концы их должны быть облужены. Концы проводов или жил кабелей, идущих от трансформаторов тока к системам, должны иметь соответствующую маркировку.


При подключении счетчиков непосредственного включения необходимо оставить концы жил длиной не менее 120 мм. Нулевой провод на длине 100 мм перед счетчиком должен иметь отличительную окраску.

6.5. Счетчики электрической энергии

Основным элементом, обеспечивающим учет электроэнергии, является счетчик электрической энергии.


Счетчик электрической энергии - интегрирующий по времени прибор, измеряющий активную и (или) реактивную энергию.


Активная мощность, измеряемая счетчиком, определяется выражениями:


Для однофазного счетчика, Вт:



Для трехфазного двухэлементного счетчика, Вт:




Для трехфазного трехэлементного счетчика в четырехпроводной сети, Вт:



Реактивная мощность (ВАр), измеряемая счетчиком реактивной энергии, определяется выражением, ВАр:




Все счетчики характеризуются классом точности, который представляется как число, равное пределу допускаемой погрешности, выраженной в процентах, для всех значений диапазона измерений тока - от минимального до максимального значения, коэффициенте мощности, равном единице, при нормальных условиях, установленных стандартами или техническими условиями на счетчик. На щитке счетчика обозначается цифрой в круге, например



Точность измерений электрической энергии счетчиком можно оценить погрешностью счетчика, которая определяется его систематической составляющей, порогом чувствительности, самоходом, точностью регулировки внутреннего угла, дополнительными погрешностями.


Погрешность счетчика 5с зависит от значений тока и cos9. Зависимость погрешности от тока и от cos9 называют нагрузочной характеристикой счетчика.


Самоход счетчика - движение диска или мигание индикаторов счетчика под действием приложенного напряжения и при отсутствии тока в последовательных цепях.


Порог чувствительности счетчика - наименьшее нормируемое значение тока, которое вызывает изменение показаний счетного механизма при номинальных значениях напряжения, частоты и cos9=1.


Для измерений электроэнергии переменного тока применяются индукционные и электронные счетчики.


Измеряемая активная энергия (кВт*ч) в общем виде определяется произведением мощности на время:



Работа индукционного измерительного механизма (рис.6.2) основана на создании электромагнитами напряжения 2 и тока 1 переменных магнитных потоков Фu и Ф1 с углом фазного сдвига между ними 90 и направленных перпендикулярно плоскости диска.


Магнитные потоки Фu и Ф1 пронизывая алюминиевый диск, индуктируют в нем вихревые токи I"I и I"U. Взаимодействие магнитных потоков Фu и Ф1 с полем вихревых токов создает момент вращения подвижной части



Магнитный поток Фu пропорционален приложенному напряжению U. Магнитный поток ФI пропорционален току нагрузки Iн. Тогда



где k - постоянный коэффициент, определяемый конструкцией счетчика.





Рис. 6.2.

Постоянный магнит 3 создает тормозной момент. Для компенсации трения в опорах, счетном механизме, диска 4 о воздух, в червячной передаче электромагнитом 2 создается компенсационный момент, равный тормозному



В результате равенства компенсационного и тормозного моментов подвижная часть при отсутствии тока нагрузки находится в состоянии динамического равновесия.


Основное регулирование характеристик индукционного измерительного механизма осуществляется следующим образом:


тормозного момента - механическим перемещением постоянного магнита 3;


компенсационного момента - перемещением пластины магнитного шунта электромагнита 2;


внутреннего угла фазового сдвига ф - перемещением зажима 5 на сопротивление R;


самохода - отгибанием флажка 6, расположенного на оси диска 4.


В электронных счетчиках отсутствуют вращающиеся механические части и тем самым исключается трение.


Принцип работы электронного счетчика основан на аналого-цифровом преобразовании с последующим вычислением мощности и энергии.


В табл. 6.1 приведены . Все приведенные в таблице счетчики внесены в Государственный реестр РФ средств измерений.


Схема включения однофазного индукционного счетчика приведена на рис. 6.3.





Рис. 6.3.


Обязательным требованием при включении счетчика является соблюдение полярности подключения как по току, так и по напряжению. При обратной полярности в токовой цепи создается отрицательный вращающий момент и диск счетчика будет вращаться в обратную сторону. Электронные однофазные счетчики измеряют электроэнергию независимо от полярности подключения токовой цепи.


Некоторые типы индукционных счетчиков (например, СО-ЭЭ 6705) выпускаются со стопором обратного хода.


В трехфазных четырехпроводных сетях напряжением 380/220 В для измерения электрической энергии применяются счетчики прямого (непосредственного) включения. Кроме того, используются счетчики, подключаемые в сеть через трансформаторы тока (ТТ).


Подключение токовой цепи счетчиков прямого включения осуществляется последовательно с сетевыми проводниками и с обязательным соблюдением полярности (рис. 6.4).





Рис. 6.4.


Подключение счетчиков трехфазной четырехпроводной сети через ТТ может осуществляться по различным схемам: с раздельными цепями тока и напряжения, с совмещенными цепями тока и напряжения, в «звезду». Во всех случаях прямой порядок чередования фаз обязателен.


Наиболее универсальной является схема включения счетчиков с испытательной коробкой (рис. 6.5). Испытательная коробка позволяет, не отключая нагрузки, произвести замену счетчиков и проверку схемы включения.





Рис. 6.5.


Для обеспечения требуемой точности измерения электрической энергии наряду с выбором счетчика нужного класса точности необходимо выбрать измерительный трансформатор тока соответствующего класса точности и обеспечить в допустимых пределах потери напряжения в измерительных цепях напряжения.


Так, для рассматриваемых в настоящей работе потребителей в целях расчетного учета, согласно ПУЭ, класс точности счетчиков - не ниже 2,0; класс точности трансформаторов тока 0,5; относительные потери напряжения в процентах от номинального 0,25%.


Для технического учета: класс точности счетчиков 2,0; класс точности трансформаторов тока 1,0; относительные потери напряжения 1,5%.

Таблица 6.1 Технические данные наиболее применяемых счетчиков


Технические данные наиболее применяемых счетчиков

счетчика

Назначение

Номинальное напряжение,

Номинальный

(максимальный)

ток, А

Класс

точности

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Примечание

Однофазные индукционные

СО-505

Измерение активной энергии

Импульсный телеметрический датчик

СО-И449М1

Измерение активной энергии

В круглом корпусе

СО-И449М2

Измерение активной энергии

В прямоугольном корпусе

СО-ЭС6705

Измерение активной энергии

СО-ЭС6706

Измерение активной энергии

Заменяет счетчики CO-2, СО-2М, СО-6, СО-6М, СО-И446, СО-И446М

СО-ЭС6706-1

Измерение активной энергии

Установка режимов («дневной», «льготный») осуществляется от внешнего пульта

СО-ИБ1

Измерение активной энергии

СО-ИБ2

Однофазные электронные

ЦЭ2705-1

Измерение активной энергии

Телеметрический датчик, выходной сигнал 30 мА, 24 В

ЦЭ2705-2

ЦЭ2726-11

Измерение активной энергии

Телеметрический выход 100 имп/кВт-ч

ЦЭ2726-12

Телеметрический выход 100 имп/кВт-ч

ЦЭ6807Д

Прямое включение для измерения активной энергии

Измерение активной энергии. Двухтарифный

Импульсный выход. Инфракрасный порт IrDA

ЕЕЗОО

Измерение активной энергии

В модификации ЕЕЗООО. 4-телеметрический датчик

Меркурий 200

Импульсный датчик

СОЭ-5

Измерение активной энергии. Двухтарифный

Импульсный датчик

СЭТ1-4А

Измерение активной энергии. Многотарифный

Телеметрический датчик

СЭБ-1М

Измерение активной энергии

Телеметрический датчик с импульсным выходом: 12-24 В; 10-30 мА

СЭБ-2М

Измерение активной энергии. Двухтарифный

СЭБ-21М

Измерение активной энергии. Многотарифный

Трехфазные индукционные

СА4-И672М

Измерение активной энергии в 4 проводных сетях,

прямое включение

СА4У-И672М

Включение через трансформаторы тока для активной

САЗ-И670М

Измерение активной энергии

САЗУ-И670М

Измерение активной энергии с включением через ТТ

САЗ-И677

Измерение активной энергии

СР4-И673

Измерение реактивной энергии

СР4У-И673М

Измерение реактивной энергии с включением через

Технические данные наиболее применяемых счетчиков

счетчика

Назначение

Номинальное на-

пряжение,

Номинальный

(максимальный)

ток, А

Класс

точночти

Наличие и тип телеметрического датчика

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Примечание

СР4-И679

Измерение реактивной энергии

САЗ-И670Д

Для работы в АСУЭ, измерение активной энергии

Импульсный.

Ток импульса 10 мА

САЗУ-И670Д

включением через ТТ и ТН

СА4-И672Д

Для работы в АСУЭ, измерение активной энергии с

прямым включением в сеть

Импульсный.

Ток импульса 10 мА

СА4У-И672Д

Для работы в АСУЭ, измерение активной энергии с

включением через ТТ и ТН

СР4-И673Д

СР4У-И673Д

Для работы в АСКУЭ, измерение реактивной энергии

с включением через ТТ и ТН

Фотоэлектронный адаптер с телеметрическим датчиком

СА4У-510

Измерение активной энергии.

СА4У-514

Измерение активной энергии. Прямое включение

СА4У-518

Ф668-САР

Направлениях.

Многофункциональный. Трехтарифный

Телефонный модем со скоростью 300 бод Интерфейс передачи данных по силовой сети

Ф668-СА

Измерение активной энергии в двух направлениях.

Многофункциональный.

Трехтарифный

Ф668-СР

Измерение реактивной энергии в двух направлениях.

Многофункциональный.

Трехтарифный

В двух

направлениях. Включение через ТТ и ТН.

Многофункциональный.

2 интерфейса «токовая петля».

5 оптоэлектронных импульсных выходов по интерфейсу RS-232

Меркурий-230А

Измерение активной энергии в 3 и 4 проводных сетях.

Включение через ТТ и резистивные делители. Много-

тарифный

Два телеметрических выхода с оптической развязкой.

Цифровой интерфейс типа CAN

Класс защиты от проникновения пыли и воды IP51

Меркурий-230АР

Измерение активной и реактивной энергии в 3-х и 4-х

проводных сетях. Включение через ТТ и резистивные

делители. Многотарифный

Альфа А1000

Или двух направлениях. Многотарифные, фиксация максимальной мощности

Дельта

Измерение активной и реактивной энергии в трех и

однофазных цепях. Включение прямое и через ТТ и

ТН. Многотарифный

Импульсный выход

(АльфаПлюс)

Измерение активной и реактивной энергии. Включение прямое и через ТТ и ТН. Многофункциональный

Круглый корпус

Технические данные наиболее применяемых счетчиков

счетчика

Назначение

Номинальное напряжение,

Номинальный

(максимальный)

ток, А

Класс

точности

Наличие и тип телеметрического датчика

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Примечание

(ЕвроАльфа)

Измерение активной и реактивной энергии в двух

Импульсный выход и цифровой по интерфейсам RS-232, «токовая петля» или RS-485

Прямоугольный корпус

(ЕвроАльфа)

Измерение активной и реактивной энергии. В ключе-

ние через ТТ и ТН. Многофункциональный

Импульсный выход и цифровой по интерфейсам RS-232, «токовая петля" или RS-485

ЦЭ2727

Измерение активной энергии. Включение прямое и

через ТТ и ТН. Многотарифный

Цифровые интерфейсы RS-232 или RS-485. Модем для передачи по ершовым сетям

СТС5605-4/05-3

Измерение активной и реактивной энергии в двух

направлениях. Включение через ТТ и ТН. Многофункциональный

До 5 телеметрических импульсных выхода. Цифровой интерфейс RS-485 HDX или RS-232

СТС5605-4/1-3

СТС5605-4/05-4

СТС5605-4/1-4

СТС5605-2/05-3

Измерение активной и реактивной энергии в одном

направлении. Включение через ТТ и ТН. Многофункциональный

До 5 телеметрических ршпульсных выхода. Цифровой интерфейс RS-485 HDX или RS-232

СТС5605-2/1-3

СТС5605-2/05-4

СТС5605-2/1-4

СТС5605-2/05-4Н

Измерение активной и реактивной энергии в одном

СТС5605-2/1-4Н

направлении. Включение через ТТ. Многофункциональный

СТЭ-560

Измерение активной и реактивной энергии. Двухтарифный

Импульсный датчик

СТЭ-560-2

Измерение активной и реактивной энергии. Включение через ТТ

СТЭ-560А-2

Измерение активной и реактивной энергии. Включение через ТТ и ТН

СТЭ-560А-1

ПСЧ-ЗАР.05.2

Измерение активной и реактивной энергии

ПСЧ-ЗА.05.2

Измерение активной энергии.

2 импульсных выхода

ПСЧ-4АР.05.2

Измерение активной и реактивной энергии

По одному импульсному выходу на каждый вид энергии

ПСЧ-4А.05.2

Измерение активной энергии

2 импульсных выхода

ПСЧ-4АП.05.2

2 импульсных выхода

ПСЧ-4РП.05.2

2 импульсных выхода

Всё, что связано с учётом расхода электроэнергии и используемыми для этих целей приборами нашло отражение в различных законодательных актах. В них подробно изложен и разъяснен порядок и все нюансы установки, использования и замены счётчиков электроэнергии.

Правовая база

Замена приборов учета электроэнергии регулируется в первую очередь Федеральным законом № 261-Ф3 , вступившим в юридическую силу с ноября 2009 года .

После редакции в 2014 году он называется так: «Об энергосбережении и об энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме названного Закона, существует Постановление правительства РФ от 2006 года о том, что все ранее установленные счётчики электроэнергии класса 2,5 в обязательном порядке подлежат замене на современные аппараты классом не ниже 2,0.

Это связано, прежде всего, с тем, что с появлением значительного количества бытовых энергоёмких приборов, резко возрос ток, протекающий через узлы учёта .

Приборы класса 2,5 на такую нагрузку не рассчитаны, в связи с чем велика вероятность их выхода его из строя и возникновение возгорания.

Федеральным законом №102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства средств измерений», и положениями ГОСТ 6570-96 обосновывается необходимость применения .

Разрешённые к использованию приборы учёта сведены в единый государственный реестр средств измерений.

Жилищным кодексом РФ регламентируется разграничение ответственности за содержание и обеспечение соответствующего технического обслуживания инженерных коммуникаций. Под это понятие подпадают и электрические счётчики.

Необходимость замены счётчика

Выше уже была упомянута необходимость замены приборов учёта класса 2,5 на более современные аппараты. Причём такая замена должна быть произведена не позднее чем через 16 лет с начала эксплуатации счётчика.

Кроме этого, обязательной замене подлежат счетчики потребляемой электроэнергии:

При обнаружении любого из перечисленных дефектов, необходимо обратиться в соответствующие инстанции с заявлением о необходимости замены электросчётчика.

Кем и как производится замена?

Такими вопросами ведает компания, которая занимается поставкой электроэнергии. Проще говоря, это Энергосбыт.

Прежде чем менять счётчик, нужно получить разрешение на эту процедуру. Для этого необходимо подать заявление о необходимости замены такого аппарата.

Кроме заявления при себе нужно будет иметь:

  • гражданский паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на помещение, в котором необходимо поменять прибор учёта.

Инспектор этой организации на месте составит акт о необходимости замены прибора учёта , зафиксирует его последние показания и снимет со старого прибора пломбу.

С этого момента, вплоть до принятия в эксплуатацию Энергосбытом нового счётчика, все расчёты за поставленную электроэнергию будут производиться по с применением соответствующего коэффициента.

Предписание о замене счётчика может быть выдано инспектором Энергосбыта и после очередной , в том случае, если будет обнаружен какой-либо скрытый дефект.

Если разрешение на замену прибора учёта получено, необходимо позаботиться о приобретении нового аппарата.

При этом нужно обязательно убедиться в том, что счётчик сертифицирован , внесён в реестр и опломбирован государственным поверителем. На этой пломбе должна быть видна дата поверки.

Наиболее рациональным вариантом будет замена счётчика специалистами Энергосбыта, которые сразу могут заменить старый счётчик на новый с оформлением всех необходимых документов в течение одного рабочего дня.

Новый счётчик также может быть предоставлен этой компанией.

Кто должен оплачивать замену счётчика?

Здесь есть свои нюансы. Всё дело в том, что такие работы должен оплачивать владелец помещения, в котором установлен узел учёта:

  1. Если это приватизированная квартира, или частный дом, то замену счетчика электроэнергии должен оплачивать собственник помещения.
  2. Если квартира является муниципальной собственностью, то именно муниципальное образование и обязано оплатить эту работу.

Если же узлы учёта неприватизированных квартир вынесены в подъезд жилого дома, то необходимо тщательно изучить договор, заключённый между УК (управляющей компанией) и жильцами . В нём должно быть прописано, обязана ли она оплачивать такие работы, или нет.

Такие сложности возникают потому, что вынесенные на лестничную площадку силовые электрощиты с узлами учёта являются общедомовой собственностью.

В том случае, если в договоре не указана обязанность УК заниматься заменой счётчиков, то жильцам придётся решать этот вопрос в индивидуальном порядке, а при плановой массовой замене прибора учёта принимать решение о сборе средств на эти цели на общем собрании жильцов дома.

Стоимость работ по замене счетчика электроэнергии может колебаться в зависимости от региона, и от уровня квалификации нанятого специалиста или компании.

В среднем придётся расстаться с суммой от 1 до 2 тысяч рублей , в эту сумму не входит.

Самостоятельная замена счётчика

В принципе, законом не запрещена такая замена, но только в том случае, если это происходит с согласия компании, поставляющей электроэнергию .

Поэтому предварительно вам все же придется обратиться в энергосбытовую компанию и получить разрешение на замену счётчика в письменном виде.

Однако, если Энергосбыт против такой замены, лучше не пытаться сделать это. Ведь после установки прибора нужно будет получить разрешение на ввод его в эксплуатацию, и оформить это всё документально.

Вот тут-то специалисты, оформляющие акт замены счётчика электроэнергии, и могут проявить принципиальность, отказавшись принимать в эксплуатацию установленный аппарат.

Замена счётчика расхода электроэнергии ответственная работа, и должна выполняться строго в рамках действующего законодательства и соответствующими специалистами с обязательным оформлением всех необходимых документов.

Видео: Замена старого электросчетчика в квартире или частном доме

В репортаже освещается вопрос замены счетчиков электроэненргии на приборы нового поколения.

Разъясняется какие преимущества есть у новых электросчетчиков, для чего требуется замена старых приборов. Даются ответы, кто должен заниматься заменой данных приборов учета и как данная процедура происходит на практике.

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.

В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.

Какие индивидуальные приборы учета можно применять?

Счетчики электрической энергии

Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.

Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.

В соответствии с ГОСТ 6570–96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.

В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.

В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11–5 от 24.05.2012 г.

Из материалов дела. ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.

Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.

Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.

Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.

Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.

22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета – электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ∙ ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).

Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ∙ ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32–05–11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.

В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ∙ ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.

Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.

Индивидуальные приборы учета воды

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.

Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).

Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.

Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).

Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергосбережении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники .

Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.

В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.

Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.

В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.

Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.

ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.

В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.

Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.

Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.

Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.

Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?

В соответствии с Законом об энергосбережении установку, замену и эксплуатацию приборов учета имеют право осуществлять ресурсоснабжающие и специализированные организации. Организация должна быть членом саморегулируемой организации в строительстве и иметь соответствующее свидетельство о допуске к данному виду работ.

Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.

Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.

Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.

Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.

1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.

2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.

4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.

Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:

  • за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.;
  • за необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Вы — собственник квартиры, значит, вы отвечаете за все коммуникации, проходящие через ваши владения, значит, и все счетчики, находящиеся в вашей квартире, находятся под вашей ответственностью. А к кому же относятся индивидуальные приборы учета электроэнергии, расположенные в коридоре? Энергоснабжающие организации умеют трактовать закон в пользу себя, а в нем непосредственно сказано, что все оборудование, обслуживающее несколько квартир, является имуществом дома, а то, которое обслуживает одну квартиру, принадлежит его владельцу, соответственно, менять счетчик нужно ему.

К покупке любого прибора учета нужно подходить очень ответственно, ведь от правильности и четкости его работы зависит счет за потребление электроэнергией.

Выбор прибора учета электроэнергии

Индукционный или электронный?

Индукционный счетчик установлен во всех старых домах – у него за стеклышком крутится диск, который и показывает степень потребления энергии. Электронные счетчики на сегодня являются более предпочтительными, поскольку они точные, имеют долгий срок поверки, а также могут похвастаться рядом дополнительных опций. Если сравнивать ценовую категорию обоих счетчиков, то электронный выйдет ненамного дороже, зато он качественнее и в итоге желательно отдать предпочтение именно ему.

Трехфазный или однофазный?

Чтобы не ломать себе голову, подбирайте индивидуальные приборы учета электроэнергии соответственно фазам сети, то есть для 3-фазных сетей берите 3-фазный счетчик, а для 1-фазной 1-фазный.

Есть, конечно, и другие варианты, но их нужно продумать более детально:

  • Подключить 3-фазный счетчик к 1-фазной сети можно, если в будущем у вас планируется переход с сети 220 В на 380 В.
  • 1-фазный счетчик можно подключить к 3-фазной сети, если нагрузка равномерно распределяется по всем 3-м фазам (счетчик в этом случае подключается на одну фазу).

Нужны ли дополнительные функции?

Если вы купите счетчик с возможностью устанавливать несколько тарифов, то вам это только на руку, ведь сегодня большинство городов переходит на разные тарифы в ночное и дневное время. Об остальных дополнительных функциях говорить не будем, потому что в основном они нужны для предприятий, а для обычного бытового использования хватит и одной.

Какой срок поверки?

Когда приобретаете счетчик электроэнергии, обязательно обращайте внимание на дату поверки, потому что именно от неё (а не от даты приобретения прибора) и считается срок поверки. Чем больше этот срок, тем лучше, потому что мало радости от того, что каждые 4 года нужно тратить свое время, да еще и деньги на плановую поверку. Явно вы получите большую выгоду, если заплатите больше денег, но за тот счетчик, у которого срок поверки больше.