Порядок применения норм права может быть простым и сложным. Примером простого порядка (процесса) применения норм права является применение санкции за безбилетный проезд в городском транспорте (предложение контролера уплатить штраф, получение суммы и выписка квитанции). Иное дело сложный процесс применения норм права (например, применение Особенной части Уголовного кодекса).

Сложный порядок применения норм нрава, как правило, состоит из трех стадий правоприменительной деятельности:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела - выбор и анализ юридических норм (иначе: юридическая квалификация фактических обстоятельств);

3) решение дела и документальное оформление принятого решения.

Указанные стадии являются условными, поскольку на практике они совпадают.

Рассмотрим каждую из этих стадий:

I. Установление фактических обстоятельств дела - это стадия подготовительная, но чрезвычайно ответственная: иногда имеет решающее значение. Её можно разделить на подстадии:

1. Установление юридических фактов и юридического (фактического) состава. Это могут быть главные факты (т.е. факты, подлежащие доказыванию) и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объеме, как того требует нормальное

Глава 20. Реализация норм права. Правоприменение

разрешение юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Главный факт (например, факт убийства, совершенного гражданином Г.) относится, как правило, к юридическим фактам, т.

е. к фактам, влекущим возникновение или прекращение юридических последствий. Обычно исследуются не все факты, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела.

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов является делом одних лиц, а вынесение решения по делу - других. Однако всегда ответственное лицо правоприменяю-щего органа (прокурор, судья, директор предприятия, начальник УВД и др.) обязано убедиться в достоверности фактов, их обоснованности и полноте.

Указания на фактические обстоятельства содержатся в гипотезе нормы права.

2. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью юридических доказательств. Правопримени-тель не может наблюдать фактические обстоятельства непосредственно, потому что они, как правило, относятся к прошлому. Поэтому они подтверждаются доказательствами - следами прошлого, которые имеют материальный и нематериальный характер и зафиксированы в документах (показания свидетелей, протокол осмотра места происшествия, заключение эксперта и др.). Доказательствами являются сведения о фактах, информация о них, а также сами факты (пожар, кража) и источники сведений о них - документы, акты, свидетельские показания. Источники сведений о фактах требуется удостоверить (например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми). Юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных, включает также документы правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.).

Требования к доказательствам:

а) достоверность - привлечение и анализ только тех фактов, которые имеют значение для рассматриваемого дела. Исключается подтасовка фактов и привлечение фактов, которые не относятся к делу;

б) обоснованность - использование только указанных процессуальными нормами средств до казывания. Например, для установления причин смерти необходимо проведение эксперти-

Раздел IV. Теория проча

зы. Исключается использование средств доказывания, взятых из другого источника, который не указывается;

в) полнота - установление всех данных, имеющих значение для рассматриваемого дела.

3. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания - творческой деятельности по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке. Доказывание позволяет воспроизвести тот или иной фрагмент действительности, реконструировать обстоятельства с целью установления истины для применения норм права.

Например, предметом доказывания по уголовному делу является система обстоятельств, установление которых необходимо для правильного разрешения уголовного дела и выполнения задач уголовного судопроизводства. В стадии возбуждения уголовного дела предмет доказывания несравненно уже, чем в других стадиях судопроизводства.

Законодательство фиксирует, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет (общеизвестные, презумпции, преюдиции), какие факты доказываются определенными средствами (например, экспертизой). Окончательная оценка доказательства всегда является делом правоприменителя.

Презумпции в области доказательств и доказывания - это предположения о фактах, об их наличии или отсутствии.

Виды презумпций:

1) неопровержимые - это закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии определенного факта, которое не подлежит сомнению и поэтому не нуждается в доказывании (например, презумпция недееспособности несовершеннолетнего лица);

2) опровержимые - это закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии факта, которое имеет юридическое значение до тех пор, пока в отношении этого факта не будет установлено иное (например, презумпция невиновности лица).

(См. о презумпциях в главе «Правоотношение. Юридический факт»).

Преюдиция - исключение оспариваемости юридической достоверности раз доказанного факта. Если суд или иной юрис-дикционный орган уже установил определенные факты (после проверки и оценки их) и закрепил в соответствующем документе, то они признаются преюдициальными - такими, которые

Глава 20. Реализация норм права. Правоприменение

при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими нового доказывания.

II. Установление юридической основы дела - выбор и анализ юридических норм (юридическая квалификация фактических обстоятельств).

Установление юридической основы дела есть юридическая квалификация фактических обстоятельств дела. Юридическая квалификация - правовая оценка всей совокупности обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

Указания на правовые последствия содержатся в диспозиции (санкции) нормы права.

Установление юридической основы дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств) включает:

1. Выбор отрасли, подотрасли, института права и нахождение нормы, которая может быть применена к данному случаю. Нельзя подгонять факты под гипотезу избранной нормы;

2. Проверку подлинности текста того акта, в котором содержится искомая норма, т.е. установление официального текста нормы. Нельзя ссьшаться на неофициальные тексты. Необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания закона со всеми изменениями и дополнениями на день применения норм права;

3. Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Требуется установить:

а) действовала ли норма права в момент, когда совершались исследуемые обстоятельства;

б) действует ли она в момент рассмотрения конкретного дела;

в) действует ли она на территории, где рассматривается дело;

г) распространяется ли она на лиц, которые связаны с этим делом.

При определении действия закона во времени необходимо соблюдать правило: «Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица» (ст. 58 Конституции Украины).

При обнаружении в процессе выбора норм противоречий или несовпадений содержания двух или более формально действующих норм необходимо разрешать коллизию норм следующим образом:

Раздел IV. Теория ярам

а) если нормы имеют разную юридическую силу, то действует та норма, которая имеет большую силу;

б) если нормы имеют равную юридическую силу, то действует та норма, которая принята позднее.

4. Уяснение содержания нормы нрава. Необходима проверка, нет ли официального толкования нормы. Если правотворческий орган издал нормативно-правовой акт, а затем - акт, в котором дано официальное толкование, то такое толкование является обязательным для того, кто применяет норму.

Недостаточно проверить, было ли официальное толкование. Правоприменительный орган должен сам ее толковать, ибо без толкования нельзя применять правовую норму. . Все указанные действия являются главными требованиями применения норм права и служат одной цели - правильной квалификации фактов, а значит - укреплению законности и правопорядка.

III. Решение дела и документальное оформление принятого решения.

Результат решения юридического дела выражается в индивидуальном государственно-властном велении, предписании, акте-документе, который называется правоприменительным актом. Правоприменительный акт может иметь двоякую правовую функцию:

1) юридической констатации, т.е. признания существования определенных фактов, их правомерности (неправомерности), признания того или иного права за данным лицом или констатации по данному событию факта правонарушения;

2) новой юридической обязанности, т.е. после вынесения решения (как-то: наложить наказание, установить обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передать имущество, уплатить долг и др.) необходима дополнительная деятельность, новая обязанность компетентных органов по исполнению решения.

В правоприменительном процессе можно выделить три основные стадии:

    установление фактической основы дела (устанавливается объективная истина по делу). Основная задача первой стадии процесса правоприменения - выявление, исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правоприменительным случаям (условиям, основаниям), предусмотренным гипотезой определенной нормы, которую необходимо применить при соответствующих обстоятельствах. Всестороннее, полное и объективное юридическое выявление (сбор), изучение и установление фактических обстоятельств дела должно осуществляться в соответствии с общими требованиями достижения объективной истины об этих обстоятельствах и вместе с тем в строгом соответствии со специальными целями, задачами, формами и средствами их юридического исследования для достижения в конечном счете не абстрактной, а именно конкретной юридически значимой объективной истины о правовых свойствах, характеристиках и значениях исследуемых фактов. Это специфическое юридическое исследование фактических обстоятельств дела должно проводиться в рамках и на основе установленного правопорядка, в предусмотренных процессуальных формах, с помощью надлежащих юридико-доказательственных средств (свидетельские показания, вещественные доказательства, документы, данные экспертизы, личные признания участников дела и т.д.). Собранные и проанализированные формы должны носить достоверный характер и в своей совокупности - в виде фактического состава дела - полностью соответствовать по своим юридически значимым характеристикам тем условиям, которые предусмотрены гипотезой применяемой нормы.

    установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права). Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела (фактического состава дела, включая конкретные действия всех его участников) на второй стадии правоприменительного процесса - это продолжение и завершение их юридических (юридико-квалификационно мотивированных, конкретизированных и ориентированных) исследований, начатых на первой стадии правоприменения. Ведь и на первой стадии собирались и изучались не просто факты как таковые, а именно определенные, юридически значимые факты, т.е. юридически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты. Юридическая квалификация любого факта - это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все правоприменение в целом носит юридико-квалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности.

    принятие решения по делу (выносится правоприменительный акт). Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (вопроса) позволяет перейти к завершающей третьей стадии правоприменительного процесса - к принятию решения по данному делу. Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости - посредством мер государственного принуждения.

Правоприменительный акт может быть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т.д.).

Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям - по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их регулятивно-правовому характеру и т.д.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например: распоряжение Президента РФ или Правительства РФ; приказ министра или руководителя предприятия, учреждения; постановление следователя или прокурора по вопросам предварительного следствия; письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел; определение суда по вопросам судебного разбирательства дела; решение суда по гражданским делам; приговор суда по уголовным делам и т.д.

Как деятельность, организационно оформленная, применение права распадается на ряд стадий, логически взаимосвязанных и последовательно развивающихся этапов. В юридической литературе стадии применения права определяются «как относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций), выражающие развертывание содержания правоприменительной деятельности». Вопрос о стадиях правоприменительной деятельности является одной из ключевых проблем в теории правоприменения, поскольку они являются важнейшими пространственно-временными, динамическими характеристиками этой деятельности.

Эти стадии принято именовать стадиями логической последовательности. Они представляют собой относительно замкнутую, протекающую во времени логическую систему мыслительных операций, направленных на разрешение сложившейся юридической ситуации.

Стадии логической последовательности являются характерными для любой правоприменительной деятельности независимо от каких-либо организационных и юридических особенностей разрешаемого дела. Выделение этих стадий позволяет разработать общетеоретическую модель правоприменения, которая по общему признанию включает в себя три основных этапа:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) выбор и анализ нормы права;
  • 3) принятие решения и его документальное оформления.

Процесс правоприменения надлежит рассматривать в виде соответствующей требованиям определенной юридической процедуры, системы взаимосвязанных правоприменительных действий и операций, составляющих определенные процессуально необходимые ступени или этапы правоприменительных производств по отдельным категориям юридических дел. При этом правоприменитель не просто фиксирует для себя определенные ступени деятельности, этапы достижения цели, а выполняет свою практическую работу в соответствии с заранее установленными процессуальным правом стадиями рассмотрения и разрешения данного юридического дела. Эти стадии обычно именуют стадиями функционального назначения. Данные стадии характеризуются: 1) наличием собственных целей и задач; 2) особым кругом участников и специфичностью их правового статуса; 3) объективной динамичностью в процессе; 4) специфичностью характера совершаемых действий и порождаемых ими юридических последствий; 5) особым кругом побудительных обстоятельств (юридических фактов); 6) особенностями получения материально-правовых результатов и их процессуального закрепления.

Процесс применения права начинается с исследования фактических обстоятельств дела, подлежащих урегулированию посредством правоприменения. Предмет данной стадии образуют различные жизненные обстоятельства: действия (бездействия), события, состояние. Но это никоим образом не означает, что на данном этапе имеет место чисто фактическая, а не юридическая деятельность. Напротив, фактическое и юридическое содержание в исследовании обстоятельств дела переплетаются и находятся в неразрывном единстве. Развитие познания правоприменителя представляет собой некий цикличный процесс: от фактов жизни к нормам права и от права вновь к фактическим обстоятельствам.

Среди основных вопросов, которые подлежат выяснению и разрешению на этом этапе, необходимо назвать следующие:

  • во-первых, устанавливается сама возможность отнесения рассматриваемых общественных отношений к социально-правовой среде. Предмет правового регулирования не остается неизменным, поскольку развитие общественной жизни вносит постоянные коррективы в вопрос о фактической принадлежности соответствующих явлений к правовой сфере. Вот почему правоприменитель должен ответить на вопрос о том, находится ли случай, подлежащий разрешению вообще в рамках правового поля, может ли он быть разрешен, хотя бы на основе общего смысла законодательства и принципов права. Отрицательный ответ на этот вопрос исключает возможность правоприменения, поскольку вести речь о какой-либо реализации права за его пределами не представляется возможным;
  • во-вторых, определяется юридическая значимость исследуемых обстоятельств и их конкретное место в предмете регулирования соответствующей отрасли права;
  • в-третьих, устанавливается личностный аспект подлежащего урегулированию общественного отношения. В этой связи осуществляется сбор данных о личности субъектов, к которым применяется правовая норма;
  • в-четвертых, проводится работа по сбору, анализу и процессуальному закреплению доказательств, определяющих юридическую основу рассматриваемого дела;
  • в-пятых, собранные по делу доказательства должны быть подвергнуты юридической оценке на предмет их относимости, допустимости, достаточности (полноты).

При этом необходимо отметить, что все перечисленные вопросы разрешаются взаимосвязано в комплексе и, в свою очередь, состоят из множества диктуемых обстоятельствами дела и требованиями процедурно-процессуальной формы частных ситуаций.

Конечным результатом всей работы правоприменителя на этом этапе является реконструкция всех обстоятельств дела, имеющих юридическое значение, только тогда можно говорить о том, что, действительно, установлена истина по делу, а итоговое решение по делу отвечает требованиям обоснованности.

Выбор и анализ подлежащей применению нормы права составляет вторую стадию правоприменительного процесса. Поиск необходимого нормативного материала осуществляется правоприменителем одновременно с исследованием фактических обстоятельств дела по мере развития процесса правовой квалификации.

На этом этапе правоприменителем решаются следующие задачи:

  • во-первых, осуществляется выбор правовой нормы, подлежащей применению. При этом правоприменитель должен выбрать не только норму материального права, которая будет положена в основу решения по делу, но и нормы процессуального права, которые определяют и регламентируют процедуру применения соответствующей нормы материально-правового характера;
  • во-вторых, осуществляется анализ выбранных правовых норм, который заключается в проверке их подлинности и юридической значимости, а также в проверке правильности текста соответствующих нормативных актов;
  • в-третьих, осуществляется толкование выбранных правовых норм. В отличие от анализа правовой нормы, в ходе которого исследуются, в основном, внешняя форма и атрибуты нормы, толкование связано с проникновением во внутренний смысл правового предписания.

Все указанные действия в комплексе преследует единственную цель - обеспечить правильную юридическую квалификацию. Квалифицировать (от латинского qualis - качество) значит относить некоторое явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. В области права квалифицировать - значит выбрать ту правовую норму, которая предусматривает данный случай.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что правоприменитель в той или иной степени сталкивается с необходимостью осуществления юридической квалификации не только на этапах окончательного принятия решения и выбора правовой нормы, когда осуществляется предварительная квалификация, но даже в ходе установления фактических обстоятельств дела.

Первые две стадии правоприменительного процесса подготавливают все необходимые условия для центрального момента правоприменения - принятия окончательного решения по делу и его документальное оформление. Решение по делу - это своеобразный социальный и юридический итог всей предшествующей интеллектуальной работы правоприменителя по исследованию фактических обстоятельств дела, сбору и анализу доказательств и их правовой квалификации. Вынесение правоприменительного решения в подавляющем большинстве случаев предполагает его документальное оформление. Отдельные явления устной правоприменительной деятельности (приказ или распоряжение руководителя в адрес подчиненных о производстве каких-либо действий) не типичны для правоприменительного процесса в целом.

Стадия принятия решения и его документального оформления имеет несколько аспектов познания:

  • во-первых, как нормативно-квалификационная проблема, заключающаяся в итоговой оценке собранных по делу доказательств, в установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации деяний, событий, состояний;
  • во-вторых, как государственно-властная, управленческая деятельность, итогом которой является индивидуально-властное предписание, выражающее волю государства в решении возникшей проблемы. Главное назначение правоприменительного акта заключается в том, что он является юридическим средством воздействия на общественные отношения, реализация которого обеспечивается в том числе и возможностью государственного принуждения;
  • в-третьих, как интеллектуально-волевая проблема правоприменительного творчества, качественный результат которого определяется факторами самого различного характера. Но среди них важнейшее значение имеют, прежде всего, субъективные факторы, определяющие индивидуальный облик правоприменителя: уровень развития его правовой, нравственной, политической, эстетической культуры, его профессионально-деловые, волевые, психологические и иные качества;
  • в-четвертых, как проблема юридически правильного документального оформления результатов правоприменительной деятельности. Ее решение предполагает, что правоприменительный акт должен соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются как к его содержанию, так и внешнему оформлению.

Особый интерес вызывает рассмотрение содержательного аспекта данной проблемы. Анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что правоприменительный акт должен быть правильным, прежде всего, в юридическом плане, т. е. он должен отвечать требованиям обоснованности и законности.

В свою очередь, требования законности охватывают юридические аспекты дела и предполагают: 1) соблюдение правоприменителем требований подведомственности (подсудности), а также всех процедурных и процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения дела; 2) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы материального права, которая действует в данном случае (или применение в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо общих начал и смысла законодательства); 3) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями применяемой нормы; 4) принятие правоприменительного акта в установленный законом срок.

Итоговое решение по делу должно отвечать требованиям целесообразности и справедливости. В сфере применения права справедливость и целесообразность теснейшим образом связаны с понятиями законности и обоснованности, но в то же время обладают определенной степенью автономности, «высвечивая» отдельные стороны, грани юридически правомерного решения по делу.

Целесообразность - один из критериев человеческой деятельности, сообщающий ей осознанный характер и направляющий ее развитие в соответствии с поставленными целями. В науке понятие «целесообразность» рассматривается как соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели. Целесообразность характеризует прагматический аспект правоприменения, позволяет корректировать и согласовывать процесс достижения целей человеческой деятельности с юридическими формами и методами их удовлетворения. Поэтому целесообразным следует считать только такое правоприменительное решение, которое соответствует как целям общественного развития, так и целям правового регулирования, максимально учитывает фактические и юридические обстоятельства дела.

Справедливость является не только морально-этической, социальной, но и правовой категорией, которая составляет нравственную основу правомерной правоприменительной деятельности. Не случайно, что в целом ряде отраслей права, где от правовых норм требуется наибольшая социальная чувствительность, принцип справедливости получил законодательное закрепление, например в семейном, уголовном праве. Так, согласно положениям ст. 6 УК РФ реализация принципа справедливости в уголовном праве предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Соответствие итогового решения по юридическому делу требованиям целесообразности и справедливости (наряду с требованиями законности и обоснованности) позволяет говорить об эффективности государственно-властной реализации права применительно к конкретному случаю. Названные критерии ориентируют субъектов правоприменения на нахождение и вынесение наиболее оптимального, в наибольшей степени соответствующего обстоятельствам дела решения, пригодного для данного конкретного случая. Но при этом правоприменитель должен исходить из того, что юридическая справедливость и целесообразность никогда не выходят за пределы законности, всегда находятся в рамках закона.

С точки зрения внутреннего содержания правоприменительный акт должен соответствовать языковым нормам, т. е. должен быть изложен четким, ясным, доступным для понимания исполнителями языком. В правоприменительном акте недопустимо употребление неточных формулировок, использование непринятых сокращений и слов, неприемлемых в официальных документах, а также загромождение решения описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Приводимые в тексте технические и иные специальные термины, а также выражения местного диалекта должны быть разъяснены.

Подключается к процессу правового регулирования .

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства . К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.

Признаки правоприменения:

  1. особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);
  2. имеет государственно-властный характер;
  3. является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
  4. выступает формой управленческой деятельности государства;
  5. осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право ;
  6. представляет собой сложный, стадийный процесс;
  7. имеет творческий характер;
  8. результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

В качестве основных можно выделить три стадии:

  1. установление фактических обстоятельств дела;
  2. формирование юридической основы дела;
  3. решение дела.

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств , прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения , а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений , выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

19.3 Стадии правоприменительного процесса

Стадии правоприменительного процесса

В литературе, как правило, выделяют четыре главные стадии правоприменения: установление фактической основы дела; стадия юридической квалификации ; принятие решения по делу; исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.

На стадии установления фактической основы дела (иногда ее называют «установление истины») исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т. д.). К доказательствам предъявляются требования относимости, допустимости , достоверности и полноты .

Требование относимости означает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Допустимость предполагает использование только тех доказательств, которые установлены процессуальными нормами. Например, договор займа между гражданами требует письменной формы, если сумма займа превышает не менее чем в 10 раз минимальный размер оплаты труда, а если заимодавцем является юридическое лицо, то независимо от суммы займа (ст. 808 ГК РФ). Следовательно, свидетельскими показаниями факт займа нельзя доказывать. Достоверность доказательств включает в себя: а) истинность знаний о том или ином факте; б) его соответствие объективной реальности. Для установления истины по делу важно определить достоверность всех фактических обстоятельств по делу и дать правильную их юридическую оценку. Полнота доказательств требует наличия всех доказательств, позволяющих установить истину по делу. Неполное выяснение доказательств по делу может послужить основанием для отмены правоприменительного акта.

Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция невиновности и бремя доказывания , т. е. обязанности представления и обоснования доказательств. Они не одинаковы в гражданском и уголовном процессах. Так, при административном и уголовном правонарушении эта обязанность возлагается на обвинителя. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В гражданском же процессе бремя доказывания распределяется поровну между истцом и ответчиком.

Стадия установления юридической основы дела, или юридической квалификации , направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. При этом проверяются, действует ли норма на момент рассмотрения дела, ее действие в пространстве, по кругу лиц. Основное внимание уделяется анализу официального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толкованию нормы и т. д. На данной стадии дается юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права.

Стадия принятия решения (оформления юридического документа) - одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер.

Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати.

Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной , где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной , где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной , содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы; резолютивной , в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Заключительную стадию правоприменительного процесса составляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприменительного акта, лица, ответственные за исполнение решения.

На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданское процессуальное право автора Сазыкин Артем Васильевич

3. Стадии гражданского процесса Правосудие осуществляется в строгом соответствии с процессуальным законодательством. Выделяютшесть самостоятельных стадий гражданского процесса:1) возбуждение гражданского судопроизводства. На данной стадии гражданского процесса

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

4. Стадии гражданского процесса Правосудие осуществляется в строгом соответствии с процессуальным законодательством. Деятельность суда, направленная на защиту и восстановление нарушенного или оспариваемого права и законных интересов, осуществляется по строго

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса Уголовный процесс – это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на конституционных принципах система отношений, складывающихся между ответственными за ведение уголовных дел

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.1. Понятие гражданского процесса (судопроизводства). Цель, задачи, виды и стадии гражданского судопроизводства Дореволюционные процессуалисты определяли гражданский процесс «как форму судебного осуществления норм материального гражданского права с целью защиты

Из книги Гражданское процессуальное право автора

§ 2 Стадии арбитражного процесса В соответствии с АПК арбитражное судопроизводство подразделяется на стадии, каждая из которых представляет собой совокупность действий, объединенных ближайшей процессуальной задачей. Состав стадий и их содержание в арбитражном

Из книги Уголовный процесс: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Стадии уголовного процесса. понятие и виды уголовного преследования Существенным для уголовно-процессуальной деятельности является то, что она состоит не просто из совокупности, а из системы упорядоченных действий, которая подразделяется на конкретные этапы -

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Глава 6. Участники гражданского процесса Кто является участником гражданского процесса? В гражданском процессе лица, участвующие в деле, - это участники гражданского процесса, которые юридически заинтересованы в рассмотрении и разрешении судом гражданского дела.По

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

10. Стадии гражданского процесса 1. Возбуждение дела в суде. Стадия начинается с подачи заинтересованным лицом искового заявления, жалобы или (по делам особого производства) заявления. Иногда на этой стадии гражданский процесс завершается: подача заявления в суд не

Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Тема 1. Понятие уголовного процесса, его задачи и стадии Уголовный процесс – это установленная уголовно-процессуальным законом деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению, а также разрешению уголовных дел. То есть – это установленная

Из книги Административный процесс автора Бандурка Александр Маркович

2.5. Субъекты административного процесса, способствующие достижению целей процесса и реализации административно-процессуального статуса гражданина Рассмотрение вопроса о проблемах административно-процессуального статуса гражданина в юрисдикционных производствах

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 199. Выступление адвоката по гражданскому делу на стадии объяснения сторон, исследования доказательств, прений сторон и стадии реплик. При рассмотрении дела по существу после доклада дела суд заслушивает объяснения сторон и третьих лиц. Участие адвоката в

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Вопрос 248. Судебные извещения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса. Последствия неявки в судебное заседание участников арбитражного процесса. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 3. Стадии применения права Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Стадии законодательного процесса в РФ? Законодательная инициатива (ст. 104). Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам

Из книги автора

§ 6.3. Основные стадии правотворческого процесса Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Характерными чертами такого процесса в Российской Федерации являются дальнейшее

Из книги автора

§ 11.3. Стадии процесса применения права Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные